государственный флаг России

Разъезд Усколь

(Амурская область)
государственный флаг России
Название Усколь
Регион Амурская область
Год открытия 2008
Код ЕСР 904620
Статус Разъезд
Принадлежность ОАО «Российские железные дороги»
Дальневосточная железная дорога
Тындинский регион
до 01.10.2010 Тындинское отделение Дальневосточной железной дороги
Участок Хани – Тында (1876км 6пк)
Прилегающие
перегоны
Хани – Усколь
(1-путный, неэлектрифицированный),
Усколь – Иванокит
(1-путный, неэлектрифицированный).

Часть 1. Современное состояние

Описание составлено 11.03.2023 по фотографиям от 19.06.2009 и спутниковому снимку от 18.09.2012.

Разъезд Усколь Тындинского региона Дальневосточной железной дороги расположен в Тындинском муниципальном округе Амурской области в 11 километрах к востоку-северо-востоку от пгт. Хани на 1874-1877 км участка Хани – Тында Байкало-Амурской магистрали. К разъезду примыкают два перегона:
• 1-путный неэлектрифицированный со станции Хани, оборудованный устройствами двухсторонней трёхзначной автоблокировки;
• 1-путный неэлектрифицированный с разъезда Иванокит, оборудованный устройствами двухсторонней трёхзначной автоблокировки.

Усколь – разъезд продольного типа с центральной горловиной и односторонним расположением приёмо-отправочных путей. Для исключения самопроизвольного выхода подвижного состава на перегон Усколь – Иванокит в нечётной горловине уложен предохранительный тупик, являющийся продолжением пути № 2А.

На 1876км 6пк справа от железнодорожного полотна по ходу километража находится низкая пассажирская платформа длиной 12 метров, пост ЭЦ, состоящий из 6 модульных зданий, и вышка радиосвязи. В чётной горловине установлен пункт обогрева.

Пассажирская платформа и стрелочные горловины освещаются светильниками, смонтированными на отдельных железобетонных опорах.

Разъезд оборудован устройствами электрической централизации, под управлением которой находятся 7 стрелок и 15 светофоров.

Производимые коммерческие операции (по данным Тарифного руководства № 4):
• грузовые и коммерческие операции не производятся.

Часть 2. Историческая справка

Байкало-Амурская магистраль от станции Лунинская (Хани) до станции Юктали.
Байкало-Амурская магистраль от ст. Лунинская (Хани) до ст. Юктали.
топографическая карта масштаба 1:500 000 издания 1986 года.

Первоначальный проект Байкало-Амурской магистрали предусматривал строительство разъезда Усколь в 13 километрах к северо-востоку от его современного местоположения. В 1983 году механизированная колонна № 154 (МК-154) треста «БАМстроймеханизация» выполнила отсыпку земляного полотна и планировку станционной площадки (сейчас в данном месте построен разъезд Иванокит). Однако, при очередной корректировке проекта БАМа разъезд Усколь был исключён из пускового комплекса и отнесён ко второй очереди строительства.

Необходимости в строительстве разъезда не возникало до 2000-х гг., когда начал увеличиваться грузопоток по БАМу.

В 2005 году для увеличения пропускной способности Байкало-Амурской магистрали с 10 до 16 пар поездов в сутки на участке Хани – Тында было предложено построить новые разъезды.

В 2007 году «Дальжелдорпроект» разработал проекты трёх разъездов, в числе которых между станцией Хани и разъездом Вельбеткан на 1874-1877 км был запланирован к постройке разъезд, получивший наименование Усколь.

Строительные работы начались весной 2008 года, генеральным подрядчиком являлся строительно-монтажный трест № 16 – филиал ОАО «РЖДстрой». Отсыпку земляного полотна и укладку верхнего строения пути выполняло ООО «Желдорремстрой». Мостовики из ОАО «Трест «Мостострой-10» устанавливали 16-метровый пролёт моста, опоры под который были сооружены ещё при первоначальном строительстве БАМа, и монтировали 45-метровую водопропускную трубу диаметром в 2,5 метра.

В 12.2008 разъезд введён в эксплуатацию, начато скрещение поездов.

Схематический план разъезда Усколь по состоянию на 2009 год.
Схематический план разъезда Усколь по состоянию на 2009 год.
составлен автором сайта (при получении дополнительной информации будет обновлён)

02.06.2009 приказом Федерального агентства железнодорожного транспорта № 233 разрешено примыкание путей общего пользования разъезда Усколь к железнодорожным путям общего пользования Дальневосточной железной дороги.

29.07.2010 приказом Федерального агентства железнодорожного транспорта № 313 разъезд Усколь открыт для выполнения операций по знаку «X» (грузовые и пассажирские операции не производятся).

В 2016 году на прилегающих к разъезду перегонах ПМС-101 выполнила укладку бесстыкового пути.

10.09.2020 на перегоне Усколь – Вельбеткан введён в эксплуатацию новый разъезд Иванокит.

Использованные источники

[1] Тарифное руководство № 4 по данным сайта Совет по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества.

[2] Сайт «Гудок».