государственный флаг России

Станция Куропта

(Мурманская область)
государственный флаг России
Название Куропта
Регион Мурманская область
Год открытия 1941
Код ЕСР 015326
Статус Промежуточная станция 5-го класса
Принадлежность ОАО «Российские железные дороги»
Октябрьская железная дорога
Мурманский регион
до 12.2010 Мурманское отделение Октябрьской железной дороги
до 07.1959 Мурманское отделение Кировской железной дороги
до 15.11.1946 Кировская железная дорога
Участок Пинозеро – Ковдор (95км 8пк)
Прилегающие
перегоны
Ёна – Куропта
(1-путный, неэлектрифицированный),
Куропта – Ковдор
(1-путный, неэлектрифицированный).

Часть 1. Современное состояние

Расписание рабочего поезда Кандалакша - Ковдор - Кандалакша 8801/8802 и 8803/8802 в 2021 году.
Расписание рабочего поезда
Кандалакша-Ковдор-Кандалакша
8801/8802/8803 в 2021 году.

Описание составлено 09.12.2023.

Станция Куропта Мурманского региона Октябрьской железной дороги расположена в сельском населённом пункте Куропта Ковдорского муниципального округа Мурманской области на 94-96 километрах линии Пинозеро – Ковдор. По характеру выполняемой работы является промежуточной, по объёму работы относится к 5-му классу. К станции примыкают следующие перегоны:
• 1-путный неэлектрифицированный со станции Ёна, оборудованный устройствами полуавтоматической блокировки;
• 1-путный неэлектрифицированный со станции Ковдор, оборудованный устройствами полуавтоматической блокировки.

Станция Куропта фактически представляет собой разъезд поперечного типа, имеющий три пути: 2-й, I-й и 3-й. Главный I-й путь из рельсов типа Р65 уложен на железобетонных шпалах, два приёмо-отправочных пути – на деревянных. На 3-м пути встречаются рельсы типа Р50, изготовленные на «Азовстали» в 1953 году.

Параллельно 2-му пути располагался ещё один тупик, начинавшийся из нечётной горловины (рельсы сняты, но сохранились деревянные шпалы). По-видимому, тупик служил в качестве погрузочно-разгрузочного.

К 3-му пути в нечётной горловине ранее примыкал подъездной путь к Ковдорскому леспромхозу. В настоящее время рельсы сняты, но местами остались деревянные шпалы.

Сбоку от 2-го пути расположена низкая пассажирская платформа длиной около 170 метров, изготовленная из железобетонных плит. Там же на 95км 8пк находится одноэтажное здание поста ЭЦ и другие станционные постройки.

Пассажирские платформы и стрелочные горловины освещаются светильниками, смонтированными на деревянных столбах с железобетонным основанием.

В нечётной горловине находится неохраняемый нерегулируемый переезд.

Станция оборудована устройствами электрической централизации. По главному пути установлена допускаемая скорость 80 км/час; по боковым приёмо-отправочным путям и стрелочным переводам – 40 км/час.

Пассажирского движения на линии Пинозеро – Ковдор нет. По будним дням на ст. Куропта останавливается рабочий поезд Кандалакша – Ковдор – Кандалакша.

Станция Куропта. Входной светофор «Ч». 13.06.2022. Станция Куропта. Чётная горловина. Вид в сторону ст. Ковдор. 13.06.2022.
Входной светофор «Ч».
13.06.2022 [1]
Чётная горловина. Вид в сторону ст. Ковдор.
13.06.2022 [1]
Станция Куропта. Выходной светофор «Н3». 13.06.2022. Станция Куропта. Нечётные выходные светофоры. 13.06.2022.
Выходной светофор «Н3».
13.06.2022 [1]
Нечётные выходные светофоры.
13.06.2022 [1]
Станция Куропта. Станционные строения. 13.06.2022. Станция Куропта. Станционное здание. 13.06.2022.
Станционные строения.
13.06.2022 [1]
Станционное здание.
13.06.2022 [1]
Станция Куропта. Пассажирская платформа. Вид в сторону ст. Ёна. 13.06.2022. Станция Куропта. Пассажирская платформа. Вид в сторону ст. Ковдор. 13.06.2022.
Пассажирская платформа. Вид в сторону ст. Ёна.
13.06.2022 [1]
Пассажирская платформа. Вид в сторону ст. Ковдор.
13.06.2022 [1]
Станция Куропта. Чётные выходные светофоры. 13.06.2022. Станция Куропта. Чётные выходные светофоры. 13.06.2022.
Чётные выходные светофоры.
13.06.2022 [1]
Чётные выходные светофоры.
13.06.2022 [1]
Станция Куропта. Остатки разобранного тупика в нечётной горловине. 13.06.2022. Станция Куропта. Разобранный подъездной путь на территории леспромхоза. 13.06.2022.
Остатки разобранного тупика в нечётной горловине.
13.06.2022 [1]
Разобранный подъездной путь на территории леспромхоза.
13.06.2022 [1]
Станция Куропта. Нечётная горловина. Остатки подъездного пути на леспромхоз. 13.06.2022. Станция Куропта. Нечётная горловина. Здесь была стрелка, ведущая на леспромхоз. 13.06.2022.
Нечётная горловина.
Остатки подъездного пути на леспромхоз.
13.06.2022 [1]
Нечётная горловина.
Здесь была стрелка, ведущая на леспромхоз.
13.06.2022 [1]
Станция Куропта. Нечётная горловина. Вид в сторону ст. Ёна. 28.05.2022. Станция Куропта. Входной светофор «Н». 13.06.2022.
Нечётная горловина. Вид в сторону ст. Ёна.
28.05.2022 [1]
Входной светофор «Н».
13.06.2022 [1]
Схематический план станции Куропта по состоянию на 2022 год.
Схематический план станции Куропта по состоянию на 2022 год.
составлен автором сайта (при получении дополнительной информации будет обновлён)

Производимые коммерческие операции (по данным Тарифного руководства № 4):
• посадка и высадка пассажиров на поезда пригородного и местного сообщения; приём и выдача багажа не производится.

Часть 2. Историческая справка

Кировская железная дорога.
Кировская железная дорога
Количество главных путей
показано на 01.06.1941. [3]

По-видимому, станция Куропта появилась ещё при первоначальном строительстве железнодорожной линии Пинозеро – Ковдор в 1940-1941 гг. На изданной в 1943 году[3] схеме Кировской железной дороги в 95-ти километрах от станции Пинозеро обозначен раздельный пункт Куронга.

03.06.1941 открыто временное движение на всём протяжении линии до 112-го километра, на станции Куропта было построено пассажирское здание. После начала Великой Отечественной войны по распоряжению военного командования железнодорожную ветку начали разбирать, начиная от границы, пассажирское здание вероятно было разрушено.

На основании постановления Совета Министров СССР № 3733-1526/c от 1948 года Строительство № 75 (в дальнейшем трест «Севзаптрансстрой» Министерства транспортного строительства) приступило в 1949 году к восстановлению линии Пинозеро – Ковдор.

За период 1949-1955 гг. по новому проекту было сделано развитие станции Куропта, построено деревянное пассажирское здание разъезда без коммерческих операций строительным объёмом 221 куб. м с печным отоплением и электрическим освещением, возведены три 2-квартирных брусчатых дома с электроосвещением и надворными постройками (два дома жилой площадью по 78,8 кв. м с 3-комнатными квартирами, один дом жилой площадью 58,4 кв. м с 2-комнатными квартирами). Куропта вошла в состав Мурманского отделения Кировской железной дороги. Станция была оборудована электрожезловой системой и стрелочной связью. Грузовые операции были связаны с обеспечением работы площадки Ковдорского леспромхоза, расположенного в Куропте.

В 07.1959 в соответствии с Постановлением Совета Министров Союза ССР № 748 от 13.07.1959 и приказом Министерства Путей Сообщения № 42-ц от 14.07.1959 Октябрьская и Кировская железные дороги были объединены в Октябрьскую железную дорогу с местонахождением Управления дороги в Ленинграде. Станция Куропта, как и всё Мурманское отделение, также была включена в состав Октябрьской ж. д.

Линия Пинозеро - Ковдор: станции Ковдор и Куропта.
Линия Пинозеро – Ковдор: станции Ковдор и Куропта.
топографическая карта масштаба 1:100 000 по состоянию местности на 1979 год

Выполняемые коммерческие операции по состоянию на 1981 год (код ЕСР – 01590)[4]:
• приём и выдача багажа и продажа билетов на поезда местного и дальнего следования;
• приём и выдача грузов повагонными отправками открытого хранения на местах общего пользования;
• приём и выдача грузов на подъездных путях.

Производимые коммерческие операции по состоянию на 1985 год (код ЕСР – 015307)[5]:
• продажа билетов на все пассажирские поезда; приём и выдача багажа;
• приём и выдача повагонных отправок грузов, допускаемых к хранению на открытых площадках станций;
• приём и выдача грузов повагонными и мелкими отправками, загружаемых целыми вагонами, только на подъездных путях и местах необщего пользования.

В 12.2010 в связи с ликвидацией Мурманского отделения все его раздельные и остановочные пункты включены в состав Мурманского региона Октябрьской железной дороги.

В списке станций в границах Октябрьской железной дороги по состоянию на 01.01.2011, станция Куропта Мурманского региона указана как промежуточная 5-го класса. Входит в Мурманский центр организации работы станций (ДЦС-5).

В 2010-х годах Ковдорский леспромхоз прекратил своё существование, станция была закрыта для выполнения грузовых операций и изменила код ЕСР на 015326.

Приказом Федерального агентства железнодорожного транспорта № 156 от 10.04.2019 станция Куропта закрыта для выполнения пассажирских операций по знаку «П» (продажа билетов на все пассажирские поезда, приём и выдача багажа) Тарифного руководства № 4 и открыта для выполнения пассажирских операций по знаку «О» (посадка и высадка пассажиров на поезда пригородного и местного сообщения, приём и выдача багажа не производятся).

Наличие станции Куропта на схемах железных дорог:

Год издания
схемы
Наименование раздельного
(остановочного) пункта
Принадлежность Тарифное расстояние (км) от
Пинозера Ковдора
1943 [3] Куронга Кировская железная дорога 95
1962 [6] Куропта Мурманское отделение Октябрьской железной дороги 95 22
1968 [7]
1975 [8]
1990 [9]
1999 [10]
2005 [11]
2019 [12] Куропта Мурманский регион Октябрьской железной дороги


Использованные источники

[1] Фотография автора сайта.

[2] Тарифное руководство № 4 по данным сайта Совет по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества.

[3] Схемы железных дорог и водных путей сообщения СССР (по состоянию на 1 июня 1941 года, для служебного пользования) – Военное издательство Народного комиссариата обороны, 1943.

[4] Архангельский А. С., Архангельский В. А. Железнодорожные станции СССР: Справочник. В двух книгах. – М.: Транспорт, 1981.

[5] Тарифное руководство № 4. Книга 2. Алфавитный список железнодорожных станций – М., «Транспорт», 1985.

[6] Атлас схем железных дорог СССР (по состоянию на 1 июня 1961 года) – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1962.

[7] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 ноября 1967 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1968.

[8] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 января 1975 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1975.

[9] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на октябрь 1989 года, для служебного пользования) – М.: Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР, 1990.

[10] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на декабрь 1998 года) – Омская картографическая фабрика Роскартографии, 1999.

[11] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на май 2005 года) – ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2005.

[12] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Грузии, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на май 2019 года) – АО «Омская картографическая фабрика», 2019.